В связи с обновляющимися экономическими и политическими условиями происходят постоянные изменения в финансовой системе. Изменения затрагивают состав финансовой системы, содержание входящих в нее звеньев и их внутреннее строение. Многочисленное число звеньев финансовой системы способствует ее гибкости и эффективности использования.
В свою очередь бюджетная система оказывает воздействие на государственный сектор экономики, она влияет на рост экономики и социальной сферы.
К звеньям финансовой системы относятся: государственный бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды, кредиты, фонды страхования, финансы коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций. Каждое из звеньев по-своему влияет на финансовую деятельность государства. Бюджеты муниципальных образований, входящие в состав бюджетной системы (местные бюджеты) обладают высокой значимостью.
Доходная часть бюджета служит финансовой базой деятельности городского округа. От ее наполняемости зависит реализация всех намеченных задач на текущий и плановый период.
Ситуация по поступлениям бюджетных доходов на протяжении первого полугодия 2023 становится позитивной.
За первое полугодие 2023 года в бюджет городского округа Лотошино поступило 188 291,8 тыс. рублей налоговых и неналоговых доходов, что находится чуть выше уровня аналогичного периода прошлого года. Рост налоговых доходов остался на прежнем уровне 1,3%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, налоговые доходы поступили в сумме 148 322,2 тыс. рублей, увеличение составило 1 940,9 тыс. рублей.
Поступления налога на доходы физических лиц составили 115 075,0 тыс. рублей или на 7,2% больше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Причиной увеличения поступлений, как и прежде явился рост средней заработной платы.
В результате увеличения норматива межбюджетного распределения в региональные бюджеты по отдельным видам акцизов, акцизные поступления стали еще одним показателем роста доходов бюджета городского округа, рост составил 14,3% или 1 342,6 тыс. рублей.
Налог на совокупный доход недотягивает до уровня аналогичного периода прошлого года на 8,9% или на 1 109,1 тыс. рублей.
Имущественные налоги подросли несмотря на уход крупного налогоплательщика, они поступили в объеме 10 065,3 тыс. рублей, и составили 61,5% к аналогичному периоду прошлого года.
Причем налог на имущество физических лиц поступил с ростом на 364,7 тыс. рублей, или на 64,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объём налога составил 927,7 тыс. рублей и связан с поступлением в бюджет задолженности.
Доходы от поступлений по земельному налогу организаций за период 6-ти месяцев 2023 года по-прежнему отстают от аналогичного периода прошлого года – 9 137,6 тыс. рублей.
Кроме того, повлияло и введение системы единого налогового платежа и изменением порядка распределения денежных средств с единого налогового счета. Напомним, если раньше компании платили каждый налог отдельно в предусмотренный срок, и он поступал напрямую в нужный бюджет, то теперь общая сумма уходит в Федеральное казначейство, а уже это ведомство потом перечисляет кому сколько положено.
Положительную динамику показали поступления по неналоговым доходам: рост по итогам первого полугодия 2023 года составил аж 22,5%, что на 7 353,0 тыс. рублей больше чем в аналогичном периоде 2022 года и составляют 39 969,6 тыс. рублей.
Основной вклад в рост поступлений по неналоговым доходам оказали доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, они подросли на 34% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а также платежи при пользовании природными ресурсами увеличились в 4,3 раза за счет погашения задолженности прошлых лет.
Кроме того, увеличение доходов связано с изменением порядка распределения денежных средств с единого налогового счета и поступлением доходов от нового вида доходов - доходы от сумм пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяемые Федеральным казначейством между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.
Объем поступлений от нового вида доходов занимает 16,6 % от суммы неналоговых доходов, зачисленных в бюджет округа. За счет смены типа учреждений с казенного на бюджетное произошло снижение доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства на 47,8% за период первого полугодия 2023 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.